Госпиталь на дому &Восстановление после инсульта. &Восстановление понимания речи после инсульта.

Восстановление понимания речи после инсульта.

В статье «Восстановление речи после инсульта» мы уже выяснили,  что в результате инсульта больной может страдать сниженной способностью пользоваться устной и письменной речью, т.е.  афазией.  В этой же статье были рассмотрены приемы по восстановлению речи.  При всех формах афазии проводимые логопедические мероприятия,  хотя и не сразу,  но позволяют со временем восстановить больным понимание речи,  если обнаружилось его отсутствие (отсутствие понимания речи других людей).  Пониманию речи больным способствует и ежедневное общение с окружающими людьми,  теле и радио передачи,  которые больной может прослушивать.  Но понимание речи больным может и не восстанавливаться длительное время. Рассмотрим,  что возможно сделать для возвращения частичного или полного понимания речи больным.

Если ваш больной не говорит,  то необходимо тренировать его слуховое внимание как к отдельным словам,  так и к несложным предложениям или группе слов.  Для начала вы должны просить больного показать вам один предмет или его картинку,  при этом медленно называя этот предмет. Например:  покажи тарелку, покажи чашку.  Затем усложните задание:  покажи тарелку и чашку и т.д.
Нередко такие больные лучше понимают название предмета,  например:  тарелка,  чашка,  чем действие, например покажи то, из чего пьют,  покади куда кладут еду и т.д.  Для развития понимания,  таким больным дают задание с действием,  например:  положи перед чашкой,  положи за чашкой,  положи в чашку, и т.д.  Если больной выполняет задание не точно,  то вы должны продемонстрировать ему правильное выполнение и закрепить результат.  Старайтесь подбирать задание не просто так,  а с тем расчетом,  что это поможет вам во взаимопонимании.  Например при кормлении,  умывании,  одевании и т.д.

Нередко больные не различают на слух близкие по звучанию слова.  Например:  дочка-точка-тачка,  дочка-бочка-дачка и т.д.  Для исправления этого недостатка необходимо подбирать картинки на подобные слова или рисовать их самим и подписывать под ними название.  Произнося слова,  вы предлагаете больному показать правильный рисунок.  Если больной в состоянии,  то самостоятельно он может выписывать в тетрадь из любого текста слова,  начинающиеся с букв: Б-П,  Д-Т,  С-З,  Г-К.  Со временем представление больного о различных звуках речи должно улучшиться.

Следует учитывать так же,  что больные с нарушением речи после инсульта,  афазией,  испытывает трудности в понимании речи,  когда разговаривает или слушает одновременно нескольких людей.  Старайтесь говорить по очереди или внимание должен привлекать один из компании.

Иногда у больного после инсульта затруднено произношение даже самых простых звуков.  И для того,  чтобы он начал говорить,  необходимо помочь ему освоить произношение сначала простых звуков.  В начальной стадии спокойно и неторопливо надо обучить больного открывать и закрывать рот,  скалить зубы,  надувать щеки,  высовывать язык.  Далее приступить к обучению произношения звуков.  Например: «а а» — широко открыв рот,  «у» — вытянув губы в трубочку.  Важно выполнять вами четкую артикуляцию для того,  чтобы больной подражал вам.  Сначала у него не все будет получаться,  но со временем он поймет,  какое движение губами, языком необходимо делать для произношения того или иного звука.  Конечно работа эта требует терпения, впрочем как и всякое восстановление после инсульта.  Научившись вместе произносить звуки, приступайте к произношению слогов,  затем отдельных простых слов и предложений.  Даже если больной произносит в словах не все звуки правильно,  это не имеет значения. Например вместо хорошо — хо-ошо, привет пи-вет.  Чем быстрее он начнет говорить и чем больше слов будет произносить,  тем успешнее будет его дальнейшее восстановление.

Одновременно с восстановлением устной речи,  необходимо начинать заниматься возвращением письменной речи.  Об этом было рассказано ранее.

Нередко у больных,  у которых восстановилось произношение слов и фраз,  часто применяются неправильные окончания у глаголов или не те предлоги.  Для восстановления этой погрешности можно применять следующие упражнения.  Необходимо предложить больному пересказ на тему несложной картинки.  При этом ставьте перед больным вопросы.  Например:  Кто пишет письмо?  Маша.  Что делает Маша?  Пишет письмо.  Что пишет Маша?  Письмо.  Кому пишет Маша письмо?  Папе.  О чем она пишет письмо?  и т. д. Все эти уловки помогут больному правильно ставить окончания и предлоги в фразах.

Больным,  у которых речь восстановилась относительно хорошо и для дальнейшего развития речи и понимания ее,   предлагают небольшой рассказ из 10-15 строк.  Для начала этот рассказ читают больному вслух,  а затем,  с помощью наводящих вопросов,  вы просите пересказать рассказ больного.  Еще одно упражнение состоит в следующем:  вы предлагаете больному два,  три слова:  небо-птица,  а больной должен составить и дополнить фразу:  По небу летит птица.

Следующим этапом по восстановлению понимания речи могут быть игры-импровизации на заранее продуманную тему и в соответствии с пониманием больного и его словарным запасом.  Например:  У тебя закончились лекарства.  Что ты будешьь делать?  Ты пришел в магазин за хлебом.  Но деньги ты забыл дома. Что ты будешьь делать?

У некоторых больных может наблюдаться разрыв между словом и понятием этого слова.  Например на слово шкаф он может указать на стол.  Для коррекции этого отклонения можно предложить больному рисовать по памяти предметы очень подробно.  Затем указывать на данный предмет и наглядно указывать на ошибки. Нередко такие больные не в состоянии повторить из трех-четырех слов все,  а повторяют только два.  Для коррекции этого недостатка можно выбрать несколько предметов на картинки,  проговорить их название: стол,  стул,  чашка,  тарелка,  и попросить больного нарисовать их.

Форм нарушения речи и понимания ее у больных после инсульта много и различны приемы коррекции этих отклонений.  Возможны так же и более стойкие отклонения,  требующие более длительных и углубленных занятий.  Не отчаивайтесь и пробуйте.  Берегите себя.

Расскажите о статье друзьям:
Общайтесь со мной:
Опубликовано: admin  :  В категории: Восстановление после инсульта.

Комментарии закрыты.